-10
завтра -5
Ближайшая видео трансляция завтра. Сегодня смотрите прямой эфир из студии радио Baltkom 93,9.

Наталья Михайлова:

ППЦ есть, а слова нет

комментарии: 36

фото

Что-то в последнее время мату стало уделяться чересчур много внимания. Ну я понимаю, если бы там впереди светил какой-нибудь Фестиваль русского мата, его нужно было раскручивать, чтобы все билеты продать. Но ничего такого не наблюдается. А потому довольно странно.

Все кругом очень натурально возмущаются. Рижский мэр нашептал вице-мэру на ушко пару слов – ужас, давайте замочим Ушакова. Настучим на него в соответствующие инстанции.

Учебник с матом для латышских школ выпустили – все пропало, катастрофа, да как это вообще возможно. Латвияс авизе, естественно, разразилась негодующей статьей на первой (!!!) полосе своего издания. Газета обижается, правда, в своем духе – да что ж такое, почему мы должны использовать чуждую нам ненормативную лексику, когда у нас свои достойные слова есть. Например, cūka (свинья, то есть) – чем не замена?

Хочу выступить в защиту мата. Хоть это и ненормативная лексика, а все ж таки пласт языка. Тем более, эта лексика давно поселилась среди нас и не замечать этого – как не видеть в упор соседа по комнате. А тут получается, что вроде бы у нас и нет мата. Все белые и пушистые, никто не матерится и слов таких не знает.

Во-первых, что касается злополучного учебника. Как-то все забыли упомянуть, что он совсем не обязателен к изучению в школах, как некоторые СМИ пытались преподнести. И издан он на деньги издательства, как выяснили журналисты радио Baltkom 93,9. На свои частные деньги можно издавать хоть учебник китайского мата, и рекомендовать его (подчеркиваю – рекомендовать!) для изучения. Каждая школа сама решит – использовать его или нет.

Я не хочу сейчас обращаться к теме экспериментов над образованием и вообще его уровню в Латвии – это отдельный разговор, не самый веселый.

Я именно о мате. Все в теории знают, что ругаться плохо и почему-то заявляют, что употреблять такие слова нельзя. И когда маленькие дети приносят нам из детского садика первые матерные слова, мы испуганно восклицаем – это слово плохое, его произносить нельзя! Некоторые еще импровизируют: рот у тебя искривится, или там – не вырастешь. Такое объяснение вполне может устроить 3-5 летнего ребенка. Но оно уже не устроит подростка. Что-то не видно у нас на улицах засилья карликов с кривыми ртами.

Тем не менее, большинство родителей и педагогов не затрудняет себя поисками более взрослых объяснений. А ведь у подростков постоянно возникают вот эти «почему». Включая и то, что «почему можно мэру, а нельзя мне». Да что там несчастный мэр – почему можно Пушкину? Маяковскому? Многим современным, вполне достойным писателям. Или вот свежий вопрос – «Почему в словаре есть, в учебнике есть, – а говорить нельзя».

Что интересно, большинство взрослых сами употребляют эти слова и понимает прекрасно, что материться можно. И сами для себя определяют, где, как и сколько.

Между прочим, объяснить ребенку, как и где допустимо употреблять нецензурные выражения, а где нельзя, не только нужно, но и полезно. Если вы хотите, конечно, уберечь его от неприятностей. Например, за мат в общественном месте можно попасть на штраф за мелкое хулиганство, а в некоторых компаниях – например, среди бывших зэков вообще надо быть аккуратнее с выражениями.

Поэтому изучение мата, уместности его употребления и ответственности за это мне лично представляется вполне целесообразным. И не только в латышских школах, но и в русских, и в любых других.

Разумеется, педагог при этом должен быть талантливым и лишенным ханжества. Я вспоминаю свою учительницу по биологии в советской еще школе – когда подошло время изучать анатомию и мы дошли до параграфа о строении человека, его половых органов, учительница задала этом параграф на дом – сами почитайте.

Конечно, от этого никто не умер. Учебник по анатомии мы изучили еще первого сентября, когда нам выдали книжки. Другое дело, что взрослый человек, учитель не нашел в себе духу поговорить о том, что детей очень волновало. Видимо, это казалось ей пошлым.

Мало кто из взрослых объясняет детям, что такое пошлость и чем она отличается от мата. Почему-то многие употребление матерных слов называют пошлостью, а использование затасканных штампов, глупость или умение унизить человека, женщину, нахамить пошлостью не считается. Потому что при этом не используется нецензурщина?

Мне кажется, пару уроков использования такой лексики в школах совсем бы не помешали. Например, вместо уроков труда, которые превратились в школах черт знает во что – мальчики и девочки клеят на уроках какие-то фигурки – кому это нужно, простите? Причем, на уроках (которые – да, пожалуйста, могут быть чем-то вроде факультатива или спецкурса) совершенно не обязательно даже называть эти слова. Есть масса других способов. Хороший учитель придумает, как провести такой урок и интересно, и полезно, и без пошлости.

Мы, и в первую очередь, родители и учителя, лицемерно уходим от проблемы. Запретить и сделать втык проще. Ну и соответственно дети ищут сами ответы на вопросы – как умеют. И уж конечно, не в книгах. А потом все морщатся, когда юные создания матерятся на всю улицу или троллейбус, как грузчики. Когда они в чатах без разбору «мальчик-девочка» несут такое, что уши вянут.

Если мата не бояться, а просто рассматривать как одну из сторон нашей жизни, возможно, он перестанет быть для ребенка таким уж сладким запретным плодом. И вряд ли стоит опасаться, что, попав в учебник, мат превратится из ненорматива в норму. Мат в норму превращается, когда становится единственным возможным способом выражения эмоций в этой жизни. Если другим способам не учить, он перестает быть спонтанным.

А когда жизнь вот такая как сейчас – фактор риска налицо. Это как в анекдоте – «ну надо же – жопа есть, а слова такого нет!».

«Жопу» можно заменить – на ваше усмотрение.

фото

фото

фото

фото

фото

фото с сайта miljons.com

29 января 2010 года, 18:13
Рекомендовать
Есть в евро что-то искусственное За чей счет этот банкет?

Комментарии (36)

Milka 29 января 2010 года, 18:55

Ха, ха. Вспомнилось, как альбом группы Аукцион «Жопа» в СССР вышел под названием «Дупло» :)

Сообщить куда надо    ответить

Валера 29 января 2010 года, 19:20

Кстати, очень не плохой альбом. Примерно в тоже время выходили альбомы их земляков, группы "Ноль". "Ленинград" по сравнению с ними - клубная самодеятельность. (не в части мата, это там тоже в изобилии, а в части музыкальных, да и текстовых достоинств)

Сообщить куда надо    ответить

СТ 29 января 2010 года, 23:25

да, Федя это всё наше, я не только петь могу, но и ебаться мастер! Когда "Ленинград" услышал впервые, то сразу понял КОГО шнурок взял за образец. Но вышел очень плохой клон, этакий рок для бедных духом.

Сообщить куда надо    ответить

СТ 29 января 2010 года, 23:20

Ага, где то винил еще валяется, прекрасный альбом, кстати, на том самом "Дупле" урезанный мама-не-горюй.

Сообщить куда надо    ответить

Руслан 29 января 2010 года, 19:21

Мат - это гнилые слова.

Какой резон защищать мат?

Сообщить куда надо    ответить

НМ 29 января 2010 года, 19:51

Просто потому, что это слова. Они существуют и им есть место в нашей жизни. И оно должно быть указано. Никто не призывает материться всюду

Сообщить куда надо    ответить

Руслан 29 января 2010 года, 19:57

У нормальных людей гнилым словам нет места в их жизни.

Но это на любителя. Кому что любо.

Сообщить куда надо    ответить

НМ 29 января 2010 года, 20:08

У нормальных людей в жизни есть место всему. Но это только моей мнение. Просто есть разница - заменять слова матом и вставлять неприличные словечки, когда это уместно и допустимо.

Сообщить куда надо    ответить

DSS 29 января 2010 года, 20:58

Правильно! Подслушал у соседки: Идите Вы на х, мама! (это к свекрови). Для меня это до сих пор образец изящества.

Сообщить куда надо    ответить

IZJA (EAZY) 29 января 2010 года, 21:03

Почитал вотъ...И каг тока терпят и четают "идиётов - ненормальных" - Пушкина, Есенина, Толстого и др.(есть у них прикольные, ниипаццо творения) , а не читают произведений "нормального" йузыря - каминтатора "Руслана"?! - Ни куя не понемаю!

Паходу зделали его методом "тютелька в тютельку", а не таг, как положено...Ога!:))
И когда грят, шо 20 лет Латурасом "рулили" некомпетэнтные специалисты и политике,а я грю - долбоёбы грёбаные! - Так понятнее. Ога! :))

Сообщить куда надо    ответить

Viktor 29 января 2010 года, 21:15

Терпеть не могу, когда мат вместо слов, когда других слов человнек не знает. Но к месту вставленное словечко веселит. С друзьями материмся, когда встречаемся, в меру, нормально. Плохого в мате не вижу. Не люблю, когда девчонки симпатичные на сантехников походи. И никто им не говорит ничего. Сейчас вообще никто никрму замечаний не делает.

Сообщить куда надо    ответить

IZJA (EAZY) 29 января 2010 года, 21:47

А вот разве не прелизть?...


Но только сегодня я очень ранимый,
И я за рулем, и ни выпил ни грамма.
Прости меня, осень, я еду к любимой,
Ведь ты же поймешь? Ты ведь умная дама.

А если обидишься, охай и ахай,
Обидки твои для меня не помеха.
А знаешь что осень, иди-ка ты на хуй,
Я еду к любимой.
Ну, вот, я приехал.

(с) Кубинский танкист Моралес

:))))))))))

Сообщить куда надо    ответить

Кормчий 30 января 2010 года, 12:50

Шикарно))))))

Сообщить куда надо    ответить

Света 29 января 2010 года, 22:10

Наша училка тоже не преподавала анатомию. Прикол!

Сообщить куда надо    ответить

Руслан 29 января 2010 года, 22:39

В школьную бытность за мат шлёпали по губам, и довольно так ощутимо. И совершенно справедливо, что бы не повадно было. А теперь оказываеться что мат - это совсем так и ничего, даже хорошо. И главное ладно бы молодёжь это говорила - нет, взрослые тёти с дядями. Странные дела творяться, не?

Ну сказали бы просто - да, мат это плохо, и лучще бы им не разговаривать, и уж тем более не знать, но ничего с собой сделать не можем, иногда материмся - так нет же, строят какие то теории оправдательные, ещё и классиков приплетают - а зря.
Если уж так на классиков безоглядно равняться, так ужас то будет похлеще мата - давайте тогда уж и блудить как А.С. - а что, он же знаменитый поэт, или как Тютчев при живоё жене чужих жён брюхатить будем, и много чего другого.

То, что кто то там из именитых что то непотребное вытворял - это не оправдание совсем, а его личный позор.

Сообщить куда надо    ответить

НМ 29 января 2010 года, 22:44

А давайте не будем рассматривать только "черное и белое" - есть и полутона. Все классики - тоже люди. И они, кстати, матерились тоже не на каждом шагу.. Но в историю вошли не благодаря мату. Так что я предлагаю рассматривать это как часть нашей жизни, но не как жизнь. Но не закрывать на это глаза.

Сообщить куда надо    ответить

Руслан 29 января 2010 года, 22:49

А что значит не закрывать глаза???

Ещё раз - раньше за мат лупили по щам, а теперь надо "не закрывать глаза"?
С какой стати?

Сообщить куда надо    ответить

Кормчий 30 января 2010 года, 12:48

Ну и как - помогало, когда лупили?

Сообщить куда надо    ответить

Юльчитай 29 января 2010 года, 23:05

Уметь использовать мат без тона скабрезности умеют далеко не все. А иногда выразить всю силу эмоций нечем как кроме матом.)

Сообщить куда надо    ответить

к.Бегемот 29 января 2010 года, 23:22

Я использую мат редко. Но использую. А что делать*

Сообщить куда надо    ответить

Руслан 29 января 2010 года, 23:25

"Уметь использовать мат без тона скабрезности умеют далеко не все."
Не согласен. Уметь использовать мат без тона скабрезности не умеет никто, потому как мат и есть скабрезность, посему не понятно, как это - произнести скабрезные слова, но без скабрезности.

Короче - это устоявшееся, но абсолютно ложное мнение, что мол можно без пошлости материться.
Не всё что традиционно, то и истинно, и хорошо.

Взять хотя бы для примера поговорку - "работа не волк - в лес не убежит".
Вещь весьма устоявшаяся, но ни грамма не верная.
Сами знаете как, не будешь работать - работа убежит к другому с космической скоростью.

Сообщить куда надо    ответить

Юльчитай 29 января 2010 года, 23:31

Вы рассуждаете как святоша, а скорее всего ханжа.)))

Сообщить куда надо    ответить

к. Бегемот 29 января 2010 года, 23:33

Вот - о ханжах и речь!

Сообщить куда надо    ответить

к. Бегемот 29 января 2010 года, 23:32

Да запросто. Среди друзей - без проблем. Какая скабрезность?

Сообщить куда надо    ответить

Svetlov 30 января 2010 года, 18:38

Правильно делали, что по губам били, за мат.
Есть такие люди, которые русского языка не понимают, хотя вроде и говорят на нем, вот им категорически запрещено ругаться матом. Получается унылое говно.

Разберем пример, который Вы привели, про пословицу.
Любой учебник логики учит ,что сравнивать можно только сопоставимые понятия.
Сравнивать " в лес не убежит" и " убежит к другому", это сравнивать теплое с мягким.
То, что Вы делаете на таких "странных" сравнениях какие-то выводы, говорит только о Ваших умственных способностях, ни о чем больше.

Сообщить куда надо    ответить

НМ 30 января 2010 года, 18:57

Отлично

Сообщить куда надо    ответить

IZJA (EAZY) 30 января 2010 года, 19:51

"работа не волк - в лес не убежит". - Ну, могобыть, в Маскве так и грили...А у нас в Ростове - папе это звучяло таг: - "Работа не х..й! Стояла и стоять буит!" (при социализьме, естественно...) :))

Палучяиццо, шо товаресч "Руслан" хочит лишить нас лишить целого слоя народного искусства - АНЕКДОТОВ с "картинками", зделать нашу жызнь пресной и скучьной?! - Аводхера!!!

"Короче - это устоявшееся, но абсолютно ложное мнение, что мол можно без пошлости материться.
Не всё что традиционно, то и истинно, и хорошо"...Каг -то попал на "междусобойчик" с Народными артистами СССР и России. После их баек с "картинками" водка не брала...Шо они вытворяли...Пипл паццтуламржалвалялсо. Ога!

Кароч, хрен ты попадёш на такие тусовки! - Лично прослежу, шоп тя из всех списков приглашонных повычёркивале! Вотъ! :))
Пусь тя Кристовский приглошает, а то он сознание теряет от нормального народного языка. Ога!:))

Сообщить куда надо    ответить

СТ 29 января 2010 года, 23:33

Считаю, что проблема надумана - все зависит от количества мозгов и воспитания, если человек баран и гопник, то никакие разговоры ему не помогут, вспомните Шарикова, это уже в крови.

Сообщить куда надо    ответить

IZJA (EAZY) 30 января 2010 года, 19:57

+ пиццотмильёнов! - Добавить нечего! А после: - "Идите вы наххх, мама! (это к свекрови) - Ваще, валялсо! Спасибо, DSS! :)))))

Сообщить куда надо    ответить

Руслан 29 января 2010 года, 23:44

Скажете тоже - святоша :)
Вы ещё религиозным фанатиком для полного комплекта обзовите, что бы уж совсем хорошо.
:)

И тогда смело вместо аргументов можете ярлыками вешать, так легче свою точку зрения отстаивать.

Сообщить куда надо    ответить

Кормчий 29 января 2010 года, 23:46

А в чем грязь тогда?

Сообщить куда надо    ответить

Юльчитай 29 января 2010 года, 23:54

Ага, секс это тоже такая грязь. Однако человечество еще не вымерло.

Сообщить куда надо    ответить

к.Бегемот 29 января 2010 года, 23:56

О. Это правда. Зачот

Сообщить куда надо    ответить

IZJA (EAZY) 30 января 2010 года, 20:09

Ага, секс это тоже такая грязь. (c)Юльчитай

Каг я обожаю эту грязь!!!!!!!!!!!
Из письма Наполеона к Жозефине: - Кончяй мыться - еду! :))))))

ПЕЛОТКЕ! НЕ ДАВАЙТИ "мущщинкам", НЕ ЗНАЮЩИМ ХОТЯ БЫ 42 ЛАСКОВЫХ СИНОНИМА СЛОВА ПИ...ДА! ВОТЪ! С такиме ваша жызнь буит пресной и скучьной, шопесец! Воть! :)) - Это типичьные "клоны" из пробирок! Ога!:))

Сообщить куда надо    ответить

Юльчитай 29 января 2010 года, 23:51

Это не ярлык, а характеристика.
А отстаивать тут что? У меня есть своё мнение. Его многие разделяют. У меня нет цели агитировать кого-то в свою веру, так сказать.
Ваше мнение имеет право на существование, а вот способ убеждения демагогичен, т.е. жонглёж словами оторванный от реальности и практики. Это как рассуждать о том, что убийство это плохо, но одними словами его не отменить, а поспорить охото.

Сообщить куда надо    ответить

Руслан 16 февраля 2010 года, 19:39

"Матерщина, разлитая в воздухе, - это символическая травма, наносимая российским обществом самому себе. Ведь мы не просто этими словами ругаемся, мы ругаем то, что они обозначают. Когда все самое мерзкое посылается на х... и в п... - то они под этой свалкой отрицательных эмоций рушатся: один, простите, загибается, другая зажимается. И это не просто фигура речи. Человек - символическое животное, он живет и управляется символами, прежде всего словесными. И когда его органы непрестанно символически унижаются, смешиваются с грязью, они перестают работать. На уровне индивидов это действует по-разному, а в масштабах общества превращается в грозную социально-демографическую закономерность. Это и ответ на вопрос, почему с таким обилием мата здесь так мало рожают детей." (с)

http://www.chas-daily.com/win/2010/01/05/g_001.html?r=32&

Сообщить куда надо    ответить




Загружается, подождите...



Авторы

Михаил Губин Михаил Губин

Мнения: 348

Наталья Михайлова Наталья Михайлова

Мнения: 79

Юрий Алексеев Юрий Алексеев

Мнения: 48

Олег Пека Олег Пека

Мнения: 42

Джереми Кларксон Джереми Кларксон

Мнения: 32

Владимир Соловьев Владимир Соловьев

Мнения: 29

Матвей Ганапольский Матвей Ганапольский

Мнения: 28

Абик Элкин Абик Элкин

Мнения: 24

Антон Орех Антон Орех

Мнения: 18

Артемий Троицкий Артемий Троицкий

Мнения: 16

Иннокентий Скриперушкин Иннокентий Скриперушкин

Мнения: 8

Алексей Новак Алексей Новак

Мнения: 8

Элеонора Рузвельт Элеонора Рузвельт

Мнения: 7

Марина Шкода Марина Шкода

Мнения: 6

Инесса Берзиня Инесса Берзиня

Мнения: 5

Сюжеты

Лента новостей

Популярные материалы



Загрузка...

Прямой эфир

ИНТЕРВЬЮ

Михаил Задорнов:

Я иду в президенты Латвии

Михаил Задорнов Михаил Задорнов создает собственную партию, принимает латвийское гражданство и собирается баллотироваться в президенты. Узнав об этой новости, "Суббота" разыскала Михаила Задорнова и задала ему несколько вопросов.

Богдана и Сергей Кондрашины:

В Риге стартует второй конкурс Calendar.live

Богдана и Сергей Кондрашины Фотохудожник Сергей Кондрашин и его супруга Богдана в интервью на радио Mix FM рассказали Элеоноре Рузвельт и Олегу Пека о конкурсе Calendar.live

Абик Элкин:

Умное радио в Латвии возможно

Абик Элкин Политический обозреватель и ведущий Абик Элкин - о своей радиожизни в эфире информационного радио Baltkom 93,9.

Мнение

Вадим Радионов Вадим Радионов: О дураке сказочном
Денис Денисов Денис Денисов: Как Центр госязыка Ивана-дурака испугался
Сева Новгородцев Сева Новгородцев: Свобода - она и для рыбы свобода
Карина Эванс Карина Эванс: Жизнь в стиле copy-paste
Капсулы Nervostrong Капсулы Nervostrong : Нервы надо лечить вовремя!
OTDAM.LV OTDAM.LV

Золотая рыбка

Игрушки – два мешка

Отдам наклейки

Отдам даром

Дубленка 40-42

ЭХО МОСКВЫ ЭХО МОСКВЫ

12.02.2012 16:04 : Итальянский тренер Фабио Капелло прилетел в Москву на переговоры с махачкалинским клубом Анжи

12.02.2012 16:03 : Нигер не выдаст сына Муаммара Каддафи, который получил убежище в этой стране

Время загрузки страницы: 0.32 sec