К вопросу амбивалентности латышской топонимики и ономастики в труднодоступной местности (2)
Когда я узнал, что вершина Памира "Советская Латвия" официально переименована в просто "Латвию", то очень удивился. Потому как думал, что это уже произошло в 2005 году, в августе. Когда на эту гору выстой 6218 метров взобрались семеро латвийских альпинистов. И оставили там соответствующую табличку.
Но тут выяснились удивительные вещи.
Во-первых, оказалось, что наши альпинисты в 2005 году переименовали вершину неофициально.
Во-вторых, покорившие ее в 1960 году латыши во главе с Эгбертом Имантсом, эту гору "Советской Латвией" не называли. Это, как сообщается, было сделано властями по политическим соображениям.
А в третьих, точно неизвестно, где эта бывшая Советская Латвия находится – Таджикистане, Узбекистане или Киргизии?
Я сначала думал, что в Киргизии. Потому что поднялись на нее наши скалолазы именно с киргизской земли. И тогда же в Киргизию зачастили латвийские гости, сам тогдашний премьер Калвитис приезжал. Ему еще киргизский халат подарили. Я думал, они там и договорились, все уладили.
Теперь выясняется, что эта гора находится в Таджикистане. И что переименована она к визиту в Ригу таджикистанского президента.
Конечно границы в горах Памира – дело весьма условное, но, скорее всего, гора эта находится на стыке трех государств. Так что договариваться придется со всеми. И с Таджикистаном тут легче всего – их президент недавно обиделся на Россию, даже не хотел приезжать на саммит к Медведеву. А как известно, кто Россией недоволен – тот наш друг.
Хуже всего сейчас ситуация с Киргизией. Там на днях решили выгнать американцев с их военной базы, а базу закрыть. Американцы – наши друзья, наставники и союзники по НАТО. К тому же, это та самая база Манас, куда в мае 2002 года киргизы не пускали миротворцев из стран Балтии для участия в международной антитеррористической операции "Нерушимая свобода", а на самом деле подметать американский аэродром.
Но поскольку к переименованию вершины подключился Институт Латвии, ответственный за образ страны, то понятно, что все у них получится. И вообще это знаковое событие.
Дело в том, что внутри Латвии все уже переименовано, ни одного оккупантского топонима не осталось. А вот чтобы за пределами страны переименовали – это в первый раз.
А между тем, работы тут – непочатый край. На просторах СНГ удивительно много названий, прямо враждебных нашему латвийскому государству. Кое-что, правда, уже сделано. В Москве и Петербурге переименовали обратно улицу Арвида Пельше – соответственно в Мичуринский проспект и Сиреневый бульвар. Правда, говорят, в Москве еще остался мемориальный столб. На котором поясняется, чем был славен Арвид Янович.
Но в Тосненском районе Ленинградской области еще остался поселок под названием Красный Латыш. А про названия улиц и говорить нечего. В Алма-Aте, Донецке и Краматорске (это Украина) есть улица Яна Рудзутака – советского деятеля. В Риге ее уже нет. В Донецке же, есть улица имени красного дипкурьера Теодора Нетте. В Баку, возможно, еще есть улица Эйжена Берга, единственного латыша из 26 бакинских комиссаров. Хотя монумент в честь самих комиссаров недавно снесли. А в Риге давно уже сняли мемориальные доски и в честь Нетте, и в честь Берга.
В городе Кирове есть улица советского писателя Андрея Упита. В Риге она переименована. В Москве есть улица Вилиса Лациса, того, кто подписывал списки латышей, высылаемых в Сибирь.
Улица в честь красного командира Яна Фабрициуса есть в Москве, Липецке, Сочи , Пскове, Минске и опять-таки в Донецке. Более того, в Москве, в Тушино. есть жилой комплекс “Звезда Фабрициуса”.
Улица имени чекиста Эдуарда Берзиня есть, конечно, в Магадане. А в Липецке есть улица Яна Берзиня, но это не чекист, а начальник строительства Новолипецкого металлургического завода. Ну и в Петербурге есть улица Латышских Стрелков, конечно же, красных.
Это я для примера немного указал. Названий, связанных с Латвией, на карте СНГ гораздо больше. И все они либо обидные для нашей независимой страны, либо даны в честь предателей латышского народа. Кангаров, в общем.
Поэтому Институту Латвии надо подумать, как бы и это все переименовать. Что-то мне подсказывает, что легче всего будет договориться с Украиной. А переименовывать надо в честь настоящих латышских героев. Или оставить только фамилии. Пусть это будет другой Лацис или другой Берзиньш.
Вон, в Москве есть целых две Квессиских улицы, в память участника боев 1917 года на подступах к Кремлю Юлиуса Карловича Квесиса. Члена Бутырского районного комитета партии и штаба Красной гвардии Москвы.
Так можно договориться, что это - в честь другого Квесиса. Алберта, третьего президента Латвийской Республики. Москвичам, наверняка, будет все равно – они обоих не знают.
В общем, Институту Латвии надо срочно что-то делать. Пока его из-за кризиса не сократили. А так ему можно будет доказать свою необходимость.
И ишо, вот каг раз с Нэзалэжной по переменованию "вулыць" буит ох каг не просто!
Там апублекован списачег организаторов, типо, Голодомора! Ога!
Таг из 20-24 фамилий - кроме еврейских присууцтвуют, каацо 8 латышских вард и узвард! Ога!
И чо с эфтим делать Покемону и Доку - ума не приложу?! :-))) Вотъ!