Русский язык — номер один в Латвии (1)
Владимир БУЗАЕВ,
депутат Сейма (ЗаПЧЕЛ)
Фразу, вынесенную в заголовок статьи, произнес на заседании комиссии Сейма
по исполнению закона о гражданстве никто иной, как председатель Петерис Табунс
(ТБ/ДННЛ). По его инициативе
Сама по себе эта структура невредная, штрафов не накладывает, занимается чистой лингвистикой, к примеру, подготовкой терминологических словарей.
Но неутомимый соловей Комсомольской набережной (Табунс в молодости был диктором
Латвийского радио, комментировавшим первомайские парады) задал тон дискуссии, потребовав
от докладчика прокомментировать высказывание его предшественника,
Языковед выразил полную солидарность с коллегой — председателем Комиссии государственного языка.
Он перечислил 5 признаков наступления русского языка.
Во-первых, в рекламах, счетах и инструкциях наряду с латышским языком тем же шрифтом все чаще печатается текст на русском;
Во-вторых, в объявлениях о приеме на работу от работника требуется знание русского языка, даже если этого не требует специфика работы. Например, в банке, пояснил языковед;
В-третьих, невозможно купить товар или получить услугу, используя лишь латышский язык. И докладчик рассказал страшную историю о «всем известном человеке», который велел таксисту ехать в аэропорт (lidosta), а таксист повез его в порт (osta);
В-четвертых, на телевидении есть
Ну, и наконец, минут пять лингвист зачитывал результаты опросов общественного мнения, из которых якобы следует, что население крайне недовольно, и следует ужесточить языковую политику.
Г-н Валдманис отметил, что от закона о языке образца 1999 года (вы помните, в какой обстановке мы его принимали! — воскликнул языковед) иного ждать и не приходится.
Мнение Валдманиса разделил В. Лацис, бывший помощник офицера СС, заявив, что латышская интеллигенция не выполняет своих функций и не вносит в Сейм новый закон о языке.
После этого латышские депутаты долго обвиняли друг друга в том, что этот закон до сих пор не внесен, пока всех не примирил Янис Шмитс, председатель комиссии по правам человека (Латвийская Первая партия). Он заверил Валдманиса, что тот может смело нести в его фракцию все «прогрессивные» законодательные предложения и добавил, что латыши сами виноваты: где трое латышей и одни русский, все сразу переходят на русский язык.
На мои попытки привлечь внимание к свежей рекомендации Европейской комиссии против расизма и нетерпимости — дать предпочтение конструктивным и добровольным мероприятиям для русскоязычных жителей, чтобы побудить их изучать и пользоваться латышским языком, главный правозащитник страны ответил следующее: таких рекомендаций тысячи, и наше суверенное государство принимает их к сведению.
Тем временем юридическая комиссия перешла от слов к делу и поддержала в первом чтении правительственные поправки к кодексу административных правонарушений, предусматривающие расширение ассортимента «языковых» штрафов. Против голосовали только два русских депутата. Сейм концептуально рассмотрит законопроект уже в четверг.
Чувствуется, однако, что еще за год до выборов все латышские партии сплотились под лозунгом — «латыш, не сдавайся». Нас ожидает вакханалия национализма, в которой утонет слабый голос — «русские идут».