Астрономы открыли целый класс гигантских звезд-вампиров (1)

Наука | 30 июля 2012 года, 12:33

Оказывается, большинство самых ярких звезд в нашей галактике на самом деле являются звездными парами. И отношения в этих объединениях не самые дружественные.

Международная команда астрономов изучила 71 звезду спектрального класса О.

Светила были расположены в шести отдельных звездных кластерах Млечного Пути. Ученые использовали данные, собранные "Очень большим телескопом" (Very Large Telescope), расположенным в Чили.

"Звезды спектрального класса О — самые большие и яркие в нашей галактике, — рассказывает ведущий автор исследования Гуго Сана (Hugues Sana) из университета Амстердама. – Они минимум в 15 раз больше Солнца и до миллиона раз ярче. Температура их поверхности доходит до 30 тысяч градусов Цельсия, и они сияют бело-голубым светом".

Подобные звезды проживают короткую, но бурную жизнь, и заканчивают ее большим взрывом, рассеивая вокруг такие элементы, как кислород и железо. Таким образом, они оказывают большое влияние на химический состав галактик.

Анализируя свет, исходящий от этих звёзд, более подробно, чем раньше, исследователи обнаружили, что около 75% из них образуют двойные звезды. Но самое главное - ученые установили, что многие из них расположены чрезвычайно близко к звезде-компаньону.

В пресс-релизе Европейской южной обсерватории ученые отмечают, что звезды в таких двойных системах расположены так близко друг к другу, что не различаются, как два отдельных источника излучения. Обнаружить их удалось только при помощи ультрафиолетового спектрографа, установленного на телескопе.

Выяснилось, что гигантские звезды к тому же частенько перетягивают на себя газ своих компаньонов и даже могут полностью поглощать своих партнеров. Получая свежий водород, звезды-гиганты высасывают жизнь из компаньона и, соответственно, продлевают свою. Подробности — в статье, опубликованной в журнале Science.

Раньше считалось, что двойные звезды это исключение из общей системы. Новые исследования дали учёным много пищи для размышления об истинной эволюции подобных звезд и о том эффекте, который они оказывают на галактики.

Обилие таких звездных пар объясняет другое наблюдение астрономов. Ученые ранее ломали головы, почему треть взрывающихся сверхновых обладают малым запасом водорода. Теперь же выясняется, что количество этих странных объектов соответствует количеству гигантских звёзд-вампиров.

New Scientist добавляет, что не все звезды пар заканчивают свою жизнь по описанному сценарию. Ученые подсчитали, что треть звезд спектрального класса О находятся в равных правах, в которых обмен массой приводит к тому, что два объекта некоторое время кружат друг вокруг друга, а затем сливаются в одну ещё более огромную звезду.

фото ESO/L. Calcada/S.E. de Mink