Физики нашли самый простой пример хаоса

Наука | 22 декабря 2008 года, 18:24

Физики из Лаборатории динамики жидкостей при Массачусетском технологическом институте описали самый простой из известных пример хаотического поведения. Внимание ученых привлекли капли, "прыгающие" на поверхности мыльной пленки. О своей работе, принятой к печати в журнал Physical Review Letters, физики рассказали журналистам портала Science News.

В математике понятием хаос описывается поведение системы, которая очень чувствительна к минимальным изменениям начальных условий. Это свойство системы определяет невозможность предсказать, к какому состоянию система придет с течением времени.

Когда мыльная пленка, на которой находится капля, колеблется с невысокой скоростью, "прыжки" капли происходят периодически. При ускорении колебаний пленки, поведение капли усложняется и в конце-концов становится хаотическим.

Руководитель исследования Джон Буш рассказал, что наблюдение хаотического поведения жидких систем связано с большими трудностями. Например, падение капель из неплотно закрытого крана тоже может являться примером хаотического поведения, однако его чрезвычайно трудно описать математически.

Фото пользователя Cumulus с сайта wikipedia.org