Ученые предсказали новые последствия глобального потепления (3)

Наука | 26 января 2009 года, 16:10

Модель изменения экосистем, разработанная датскими учеными, предсказывает, что в ближайшие годы площадь так называемых "мертвых зон" в океане будет увеличиваться. Полностью прогноз представлен в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience. Основные выводы работы авторы излагают в пресс-релизе Копенгагенского университета.

"Мертвые зоны" представляют собой области океана с пониженным содержанием кислорода, в которых не могут существовать такие "продвинутые" организмы, как рыбы, моллюски и ракообразные. "Мертвые зоны" опасны не только отсутствием кислорода: они способствуют исчезновению из океана доступного для усвоения морскими обитателями азота. Свободный азот, растворенный в океанической воде, может использовать планктон. Соответственно, распространение "мертвых зон" приводит к его усиленному росту. Последствия такого сдвига в экосистеме предсказать затруднительно.

При составлении модели, "рассчитанной" на ближайшие 100 тысяч лет, ученые основывались на данных о состоянии атмосферы и воды, а также донных отложений, полученных в течение длительного периода наблюдений. Они показали, что, если рост температуры на Земле продолжится, то циркуляция воды в океане замедлится, а это приведет к распространению "мертвых зон" в глубину.

Если предсказания ученых исполнятся, то населяющие океан живые существа могут повторить судьбу своих далеких предков. Считается, что массовое вымирание, произошедшее около 250 миллионов лет назад, было вызвано именно недостатком кислорода.

"Мертвые зоны" вдоль побережья США. Цвета от синего к красному соответствуют уменьшению содержания кислорода. Изображение NASA

Источник: Lenta.ru
Изя7 лет назад
Карочи! "Смерть офисному ПЛАНКТОНУ!"
Шо мы и видем в нашей стране внатуре! :-)))))