Ученые выснили, кто на планете копает самые глубокие норы (4)

Наука | 30 июня 2015 года, 10:55

Австралийские ученые выяснили, какие животные из всех позвоночных роют самые глубокие норы — это Varanus panopter. Описанные ими ящерицы создают спиралевидные норы глубиной до 3,6 метра. Об этом со ссылкой на журнал Biological Journal of the Linnean Society сообщил New Scientist.

Спиральные норы привлекли внимание исследователей еще в XIX веке, когда их назвали «дьявольским штопором». Ранее считалось, что их создателями были ископаемые бобры Palaeocastor. Однако Шон Дуди (Sean Doody) и его коллеги обнаружили скопления странных нор в ареале обитания ящериц Varanus panopter (округ Кимберли на севере Западной Австралии).

Биологи измерили глубину, температуру и влажность 52 нор. Оказалось, что на всей планете только вараны этого вида способны рыть спиральные отверстия такой глубины. Морские черепахи и крокодилы, для сравнения, закапываются примерно на полметра.

Отверстие заканчивается специальным помещением, куда ящерицы откладывают яйца. Колебаний температуры там практически не отмечено, что делает эту среду благоприятной для роста эмбриона. Кроме того, влажность в норе выше, чем в почве вокруг, — так яйцам легче пережить восьмимесячный период инкубации в сухой сезон. Именно необходимостью противостоять сухости ученые объясняют экстремальную глубину нор.

О смысле спиралевидной формы норы биологи продолжают спорить. Чтобы вырыть такое отверстие, животным приходится затрачивать немало усилий: Дуди даже нашел нескольких мертвых ящериц, которых завалило землей во время создания норы.

Вероятно, причудливая форма призвана затруднять хищникам (в основном это самцы варанов, стремящиеся уничтожить потомство конкурентов) доступ к яйцам. Также возможно, что спиралевидные углубления защищают яйца от проливных дождей, идущих в начале сезона размножения.

Фото: Facebook

Источник: Lenta.ru
Игорь Флирт1 год назад
Интересно, они свои айца в этих норах прячут или чужие?
Домовой1 год назад
" Отверстие заканчивается специальным помещением, куда ящерицы откладывают яйца."
Вывод учёных: Чем яйца дальше спрячешь, тем они целее. (универсальная формула )