Борьба с потеплением «убьет» озон

Распыление сульфатного аэрозоля в атмосфере, способное предотвратить глобальное потепление, существенно растянет сроки затягивания гигантской антарктической озоновой прорехи и значительно сократит толщину озонового щита над Арктикой.

Работа Симоны Тилмс из Национального центра атмосферных исследований США, принятая к публикации в журнале Science, развеяла миф о безопасности такого «преднамеренного и контролируемого» вмешательства в окружающую среду.

По подсчетам Тилмс, сами по себе сульфаты не оказывают негативного воздействия на озоновый слой, однако мельчайшие частицы могут легко стать активаторами процессов разложения О3 под действием галогенидов, скопившихся в атмосфере над полюсами.

Абсорбируясь на поверхности частиц, галогениды и, в первую очередь, хлор, несмотря на очень холодный воздух, становятся химически очень активны благодаря интенсивному ультрафиолетовому излучению Солнца.

Поль Крутцен, нобелевский лауреат в области химии, уже не первый год вместе с коллегами всерьез рассматривает идею использования сернокислого аэрозоля, который человечество могло бы впрыскивать в стратосферные слои. Сульфаты, обладающие колоссальной теплоемкостью, таким образом, могли бы защитить нижние слои атмосферы от нагревания.

Идея Крутцена не беспочвенна. Выдвигая ее, ученый, в первую очередь, ссылался на природные процессы — вулканизм, в ходе которого в атмосферу выбрасывались огромные количества соединений серы, в прошлом не раз провоцировал многовековые обледенения нашей планеты.

Если же выбрасывать сульфаты в атмосферу в небольших количествах и делать это с небольшой периодичностью, охлаждения земного климата добиться было бы вполне реально.

Однако, судя по всему, такой подход, который сам ученый и его коллеги успели звучно окрестить «геоижинирингом», в ближайшее время не получит реализации.