Разгадан механизм «биологического компаса»

Ученые смогли разгадать механизм, позволяющий многим животным и птицам ориентироваться в пространстве, смоделировав в лаборатории химическую реакцию, на которую влияет магнитное поле Земли.

Их исследование было опубликовано в одном из самых авторитетных научных журналов в мире — Nature.

Известно около 50 видов живых существ — млекопитающих, птиц, земноводных, пресмыкающихся, рыб и даже насекомых, которые могут пользоваться магнитным полем Земли для навигации. Особенно хорошо изучены навигационные способности птиц. Однако биофизические механизмы, с помощью которых работает птичий «компас», оставались неясными.

Предполагалось, что птицы могут «видеть» магнитное поле — в их глазах протекают химические процессы, на которые оно влияет. Однако ранее не удавалось осуществить в лаборатории реакции, на которые влияло бы магнитное поле, сопоставимое по силе с полем Земли.

Группе британских и американских химиков впервые удалось провести химические реакции, на которые магнитное поле Земли влиять может.

«Эксперимент устанавливает возможность химического восприятия магнитного поля и раскрывает структурные и динамические свойства, необходимые для определения направления магнитного поля Земли», — пишут исследователи в статье в Nature.