Ученые «скопируют» ползучесть плюща

Природа уже не раз на примере ящериц гекконов и древесных лягушек показала ученым, насколько примитивны современные нанотехнологии, применяемые современными исследователями и инженерами. Все, что остается последним — копировать достижения эволюции и воплощать их в рукотворном материале.

Судя по всему, в скором времени семейство биомиметических (полученных копированием достижений природы) адгезионных материалов пополнится еще одним. На этот раз ученые исследовали способность плюща цепляться даже за отвесные отполированные поверхности и карабкаться ввысь. Соответствующая статья ученых опубликована в последнем выпуске журнала Nano Letters.

Оказалось, что такой потрясающей способностью плющ обязан наноразмерным сферическим выростам на поверхности его побегов, имеющим в диаметре примерно 70 нанометров. Первичный анализ секрета этих сфер показал наличие в сферах по меньшей мере 19 химических компонентов, большинство из которых являются полярными органическими соединениями.

Полярность молекул этих веществ обуславливает возможность образования водородных связей с частицами вещества поверхности. Сами по себе водородные связи очень слабы, однако, когда в образовании связей участвует огромное количество сфер на поверхности молодого побега плюща, это позволяет ему прикрепиться практически к любой отвесной стенке.

Ученые надеются лучше разобраться в механизме адгезии плюща и разработать специальные краски для предохранения стен жилых и промышленных зданий от повреждающей активности вьющегося растения. Кроме того, исследователи уверены, что методами генной инженерии можно заставить плющ производить адгезионные наночастицы «на заказ».