Астрономы объяснили полосы на Юпитере (1)

Наука | 11 мая 2010 года, 23:30

Астрономы объяснили, какой механизм отвечает за образование на поверхности Юпитера характерных полос. Статья ученых принята к печати в журнал Physical Review Letters; коротко о работе пишет портал ScienceNOW.

Огромные полосы, тянущиеся вдоль экватора планеты, известны астрономам очень давно. Однако до сих пор у исследователей не было единой теории, объясняющей их происхождение.

Одна из популярных версий предполагала, что полосы образуются из-за явления конвекции - подъема более нагретых газов и опускания более холодных. Авторы новой работы предложили иной механизм и проверили его работоспособность в лабораторных экспериментах.

По мнению специалистов, появление полос связано с приливным воздействием лун газового гиганта, которое определенным образом организует движение жидкого материала гигантской планеты (ближе к сердцевине планеты из-за огромного давления составляющие ее газы переходят в состояние жидкости).

Гравитационное влияние спутников Юпитера формирует на планете "столбы", вытягивая на себя часть материала планеты. Вращение таких "столбов" и формирует полосы (здесь можно провести аналогию с металлическими цилиндрами, вращающимися внутри капли вязкой жидкости).

Ученые провели математические расчеты, подтверждающие вероятность такого сценария. Кроме того, они решили смоделировать Юпитер на Земле. Аналогом газового гиганта стала вода, залитая в сферическую полость, выдолбленную в цилиндре из способного растягиваться материала.

Для того чтобы наблюдать за изменениями, происходящими внутри "планеты", исследователи добавили в воду пластиковые стружки, которые были способны особым образом отражать падающий на них свет.

Сжимая вращающийся цилиндр для имитации приливного воздействия спутников, ученые регистрировали отражение излучения стружками. Полученные на такой модельной системе результаты хорошо согласовывались с разработанной исследователями теорией.

Недавно другой коллектив исследователей изучил особенности еще одной характерной особенности Юпитера - Большого красного пятна. Ученые смогли измерить температуру в его различных частях и на основании этих данных уточнить детали происходящих внутри пятна процессов.

Изображение NASA