Геологи сравнили алмазы с пробками от шампанского

Наука | 23 января 2012 года, 12:53

Исследователи из Канады предложили свою версию появления алмазов близ поверхности Земли – драгоценные камни, по их мнению, выскакивают из глубин планеты, как пробки из шампанского. Открытие поможет в поисках алмазов, полагают ученые.

Только набрав приличную скорость, они имеют шанс выбраться на поверхность, не сгорев в непростых условиях земной коры. (Лабораторные тесты показывают, что, оставаясь в земной коре, алмазы превратились бы в пепел уже через несколько дней, а то и часов.)

Но как алмазы набирают высокую скорость? Келли Расселл (Kelly Russell) и его коллеги из университета Британской Колумбии предполагают, что помогает им в этом углекислый газ, который в больших количествах вырывается из окружающих пород.

Правда, не совсем ясно, как CO2 извергается на большой глубине. Ведь согласно законам физики, газообразные вещества должны были бы оставаться внутри материала мантии Земли – слишком велико давление на большой глубине. (Снова напрашивается аналогия с запечатанной бутылкой шампанского.)

Ученые из Канады нашли объяснение. Они провели опыт, который показал, что углекислый газ хорошо растворяется в расплавленной породе, богатой карбонатами. В то же время в землях с кремнеземом растворяется лишь треть, а то и четверть того же объема CO2 (вне зависимости от давления). В результате, когда исследователи добавляют к расплавленной богатой диоксидом углерода и карбонатами породе минерал с кремнеземом (ортопироксен), уже через 20 минут взаимодействия смесь начинает испускать CO2. "Она начинает пениться прямо на наших глазах", – рассказывает Келли.

Подобный процесс происходит и в земной коре, считают геологи. Расплавленные куски кимберлита, добираясь до верхней части мантии, контактируют с породами, 15-27% которых составляет кремнезем.

Выделяющийся при этом углекислый газ выталкивает плотные куски бывшей магмы на поверхность.

Поначалу содержащая драгоценности порода разгоняется до 14 километров в час, оценивают ученые. Но по мере приближения к поверхности (где еще больше кремнезема) она ускоряется. Благодаря этим процессам кимберлитовая лава поднимается с глубины 120 километров всего за 3-8 часов, пишет Рассел и его коллеги в журнале Nature.

фото с сайта medikforum.ru