Ученые обнаружили на Марсе океан

Наука | 11 февраля 2012 года, 17:30

Европейские и американские ученые подтвердили существование океана на Марсе. Специалисты из института планетологии и астрофизики Гренобля (IPAG) и университета Калифорнии в Ирвине (UCI) проанализировали данные, полученные европейским космическим аппаратом Mars Express за два года.

Изучая верхний слой поверхности планеты, ученые установили, что грунт равнин, расположенных в северных широтах, представляет собой низкоплотный материал.

"Мы определили, что это осадочные отложения, возможно, содержащие в большом количестве лед, - говорит ведущий исследователь Жереми Мужино (Jeremie Mouginot http://ess.uci.edu/people/jmougino). - Это доказывает, что ранее на данной территории находился океан".

Аппарат Mars Express оснащен радаром MARSIS, позволяющим зондировать ионосферу и глубинные слои марсианской поверхности. "MARSIS способен изучить слой грунта на глубине до 60-80 метров - рассказывает Вледек Кофман (Wlodek Kofman) из IPAG. – По всей этой глубине мы наблюдали осадочные породы и лед".

Верхний слой грунта планеты, который радар обнаружил по слабой отражающей способности, представляет собой донные отложения древнего океана, делают вывод астрономы в статье в Geophysical Research Letters. Такие породы обычно имеют низкую плотность и состоят из мелких гранул, образовавшихся под воздействием воды (жидкость подтачивает грунт, унося отдельные куски).

Как известно, вода необходима для появления жизни. Пытаясь обнаружить ее присутствие, ученые занимаются поиском воды на Красной планете на протяжении длительного времени. В ноябре 2008 года американцам удалось доказать существование на Марсе ледников. В 2009 году другая группа установила, что "всего" один миллион двести пятьдесят тысяч лет назад на Красной планете была вода в жидком виде. Наконец, в августе 2011 года специалисты высказали предположение о наличие на Марсе ручьев, которые появляются весной и исчезают с приближением зимы.

О существовании океанов на поверхности Марса ученые догадывались, но точных доказательств этому не было. Планетологи могли лишь определить предположительные береговые линии гигантских водоёмов по фотографиям, полученным космическими аппаратами.

Источник: Вести.Ru