
Ученики русскоязычных школ Латвии в большинстве своем не доверяют учебникам, а знание истории черпают в большой степени с помощью учителей, свидетельствуют данные исследования об изучении в школах противоречивых вопросов истории 20 века, проведеного при поддержке "Фонд Сороса – Латвии».
Исследование, которое охватывает 400 учеников 12 классов латышских и русскоязычных школ, говорит о том, что 92% учеников русскоязычных школ интересуют на уроках истории объяснения учителей, в свою очередь, содержание учебников интересует только 33% учащихся этих школ. При этом только 26% из них считают содержание учебников объективным.
Среди учеников латышских школ также существует большой интерес к объяснению истории учителем. При этом содержание учебников с интересом воспринимает 42% школьников латышских учебных заведений, зато 65% из них считает содержание книг объективным.
Одновременно с этим в исследовании уазывается существенная разница в отношении к интерпретации таких вопросов, как оккупация Латвии, историческая отвественность латышского и русского народов к репрессиям и т.д.
Например, только 5% русскоязычных школьников считает, что советская армия оккупировала Латвию в 1944 году, а в латышских школах в этом уверены 62% учеников. В свою очередь, в латышских школах 72% учащихся уверены, что народу России следует взять на себя ответственность за репрессии и депортации, в русских школах так считает только 23%.
Советские времена в Латвии положительно оценивает 62% опрошенных воспитанников русских школ, в латышских учебных заведениях подавляющее большинство высказалось прямо противоположно.
Наконец, 42% опрошенных латышских учеников высказались за то, что в школах Латвии главным образом, необходимо изучать историю страны. С ними согласились только 2% их сверстников в русскоязычных школах, где, главным образом, высказались за изучение всемирной истории. Кстати, историю России считают необходимым изучать особо только 11% русскоговорящих учеников.
По мнению одного из авторов исследования, директора общества EuroCivitas Виктора Макарова, на развитие отношений между латышами и русскими, главным образом, влияют не исторические противоречия, а негативные этнические стереотипы, которые рождает неправильная этнополитика.
Исследователь предложил школам больше придавать значение альтернативным взглядам на историю, по которым можно дискутировать.
фото - jr.lv


































Комментарии (15)
6 февраля 2009 года, 13:31
а почему содержание статьи прямо противоречит заголовку?
6 февраля 2009 года, 16:29
"...в латышских школах 72% учащихся уверены, что народу России следует взять на себя ответственность за репрессии и депортации."
очень опасное заблуждение. В историях ВСЕХ стран были этапы с множеством смертей и несправедливостей. Однако только России предлагают взять на себя вину. Почему бы например американцам публично не покаяться в уничтожении миллионов индейцев и взять на себя ответственность за это, англичанам - в массовых убийствах в своих колониях, а французам - в казне своих монархов. Никому этого почему-то в голову не приходит...
По Материалам Нюрнбергского Процесса и спискам репрессированных например следует что больше латышей погибло от рук нацистов, чем было репрессировано.
Но... Похоже образование занимается не столько образованием, сколько воспитанием. И занимается весьма пристрастно. Как ни грустно это признать, но дед, сражавшийся с нацистами, погиб зря...
6 февраля 2009 года, 16:48
"очень опасное заблуждение" - ой, ли? т.е. по вашему - за преступления ответственности нести никто не должен? Россия - правопреемник СССР, а значит в ответе за преступления СССР! Элементарно!
"В историях ВСЕХ стран были этапы..." - а вот это уже цитата из речи Путина, где он сказал, что у всех бывало, и пофиг, и нечего переживать - пусть сами на себя посмотрат. Что-то вроде этого. В очередной раз убеждаюсь, как речи " Национального Лидера" заменяют людям мышление.
"...только России предлагают взять на себя вину" - что за бред!? Германия еще сейчас расплачивается за нацистов, и сколько еще будет платить!
"...например следует что больше латышей погибло от рук нацистов, чем было репрессировано." - и что из того? То что было репрессировано, якобы, "меньше" ведь не значит, что не было репрессировано вообще? Или - раз уж один из убийц убил людей меньше, чем другой, так он ставонится невиновным, белым и пушистым паинькой? (Кстати, я бы с удовольствием взглянул на ваши данные.)
"Почему бы например американцам..." - а, давайте, стрелки переводить не будим, а?
"...дед, сражавшийся с нацистами, погиб зря" - дед, конечно молодец. Mолодцы те, кто бил нацистов, и те, кто бил коммунистов. Две гадины тогда рвали Европу - большевизм и нацизм. Наделали делов. Не следует только заблуждатся, что были только эти двое, было еще много сторон, которые боролись против них. Огромная, преогромнейшая (!) ошибка считать большевиков хорошими только потому, что они боролись против зла - нацистов, ибо сами тоже были зло. Кстати - еще живое зло.
shura 3 февраля 2010 года, 18:07
Ну во-первых,все уже давно осудили оба режима,а во-вторых не нам рассуждать -это прежде всего политика,а простой народ дружит и в гости ездит.Есть очень хорошая,старая пословица-"Кто старое помянет,тому глаз вон".
6 февраля 2009 года, 16:35
"советская армия оккупировала Латвию в 1944 году" - ну, если хотим быть точными, то Красная армия оккупировала Латвию в 1940 г. А умалчивание 1940 г. и замена его 1944 г. при упоминании советской оккупации, является, по-моему, манипуляцией/демагогией/запудриванием мозгов. Путин как-то сыграл на этом, мол, советская армия не могла оккупировать Латвию, ибо та уже была частью СССР. Слукавил, правда - умолчал, как именно Латвия стала частью СССР. Но для недалеких умов сойдет.
"Исследователь предложил школам больше придавать значение альтернативным взглядам на историю, по которым можно дискутировать" - не удивительно. Но тогда-уж давайте и подискутируем о Холокосте (был ли - не был, и кто кого душил - немцы евреев или евреи немцев, ведь, по мнению данного исследователя нужно "больше придавать значение альтернативным взглядам ") и пр.
"92% учеников русскоязычных школ интересуют на уроках истории объяснения учителей, в свою очередь, содержание учебников интересует только 33% учащихся этих школ" - это что, получается, что в русских школах учителя преподают "другую" историю? Не мудрено, ибо многие из них преемники традиций советского идеологического фронта, да у моногих из них и родители этим занимались. Промывание мозгов по-советски продолжается.
А в общем - ничего нового. Осколки советской империи продолжают жить своей жизнью и тяготеют к " державе" из которой произошли - как жидкие металлические капли Терминатора в фильме Терминатор 2.
6 февраля 2009 года, 18:56
Чего же Вы хотите от этих людей?????
Им 70 лет вдалбливали эти догмы и даже за 18 лет независимости - избавиться от этих догм - невозможно.
Только "великий умник" Горбачев утверждал , что можно перестроиться за 5 минут.
shura 3 февраля 2010 года, 18:17
Да у меня латышей-приятелей не счесть,но почему-то ругают теперешнюю власть,а не советскую.
6 февраля 2009 года, 21:24
Кстати :
"По мнению [...] Виктора Макарова, на развитие отношений между латышами и русскими, главным образом, влияют не исторические противоречия, а негативные этнические стереотипы, которые рождает неправильная этнополитика" - Т.е.
(1) оккупация страны, массовые репрессии и уничтожение государственности абсолютно не играют никакой роли? Вот тебе раз! Кто бы мог подумать? Оккупация немцами части СССР/России в 1941 вызвало негодование которое сильно еще и поныне - это притом, что немцев разбили, те покаялись и заплатили. А тут - сей факт роли не играет. О-как!
(2) ах, значит, стереотипы создала некая "этнополитика", а не послевоенное массовое нашествие совка, людей в большинстве своем советского мировоззрения, склада ума, манер и потребностей, где многие открыто презирали/презирают язык и культуру страны, в которую явились при столь "противоречивых" обстоятельствах и открыто и с охотой это демонстрировали/демонстрируют? И не сегодняшние выпады против латышского языка, культуры, государства и т.п. разных красно-коричневых "активистов", якобы защитников каких-то "русскоязычных" (это кто такие? совки? типа "экс-эс-эс-эс-эр-овцы"?). (Вспомним "запчелиста" Гильмана, который писал, что ~"Латышское государство такое же абсолютное зло как нацистское, и должно быть ликвидировано при первой же возможности"?) Это роли, разумеется, не играет, не так ли? Как интересно!
(3) а что значило бы - "правильная этнополитика"? Это когда все латыши говорят по русски, как в Латв. ССР? Так, что-ли? Или нет? Если нет - то как? Что не нравится? "Хорошая страна - Латвия, да латышей слишком много", как острят некоторые?
Прочтя такое, товарищ Макаров, "директора общества" Вы наш, мне начинает казаться что Вы или дурак или подлец, ибо не видите очевидного.
Латвия есть Латвия - но не ЛССР, СССР, Россия, кусок России или малая Россия. Латыши с радостью принимают в свою среду людей других национальностей, если те говорят по латышски и относятся к латышской культуре и истории с уважением. Посмотрите, сколько иностранцев в последние годы стало жить в Латвии и говорить по латышки без проблем - итальянцы, шведы, французы, немцы итд. - не то что большинство совков здесь проживающих, только исходящих желчью.
Пора бы уже и понять. А то так и останетесь "вечно вчерашними" , как в Германии говорят про старых "шлепнутых" вздыхателей по Третьему Рейху.
Otec 7 февраля 2009 года, 03:06
"orknexus"....mozno voprosik, a?
A pochemu togda Latvija ne predjevljaet schet Germanii ili Svecii?? Vedj oni imeli latishej ne menshe RUS... A tolko naoborot v Latvii shestvija "SS"...
Ne skladivaetsja eto .....
Tak chto ne nado tut umnichatj....
11 февраля 2009 года, 18:11
<I>"Прочтя такое, товарищ Макаров, "директора общества" Вы наш, мне начинает казаться что Вы или дурак или подлец, ибо не видите очевидного"</I> - По холодным следам заочно приношу господину Макарову свои извинения. Как частенько бывает - повелся на дурацкий и передернутый пересказ журналистами вопроса.
Насколько понимаю из более серьезного, опять-же персказа (ну и дела!), мысь заключалась в том, что в среде школьников доминируют личные обиды, эмоции, групповое мышление, автоматическая реакция "свой-чужой", а истинные факты и реальная история никого не интересуют.
Тем в общем-то и объясняется странная неспособность многих "русскоязычных" как следует, во всяком случае публично, признать преступления сталинизма, оккупацию Латвии итд. итп. Ибо они это воспринимают как нападки на "своих". И при первой же реплике на такую тему они начинают злится и кричать "Ложь! Сами вы дураки! А у вас негров бьют! Фошысты!"!
shura 3 февраля 2010 года, 18:09
А сколько иностранцев живет в Латвии?
Изя 7 февраля 2009 года, 00:04
Пипл!
На топеге паявилсо "гардёныш" - Ахтунг!
Ник- "orknexus"!
Пачетал внематильна его высеры и решыл: - Это "казачок засланный"!
На днях шеф БЗС вычислил адну падлу из своего же штата, каторая засылала провокацыонные каменты, разжигающие межнацыональную рознь, но пахожы его, паскоку у него пральная 5-я графа, не выперли...Оно продолжает провокации!!!!
Дерьмо каришневое, карочи!
ОДМИНЫ! ЗАБАНЬТЕ ЭТУ ГРЁБАНУЮ ОСОБЬ!
Или я за себя не отвечаю!
Гореть те в аду, мразь! Ога!
женщина 8 февраля 2009 года, 09:35
Да,да !Казачок явно!Внедряет принцип-разделяй и властвуй!
Трудовой пролетарий 8 февраля 2009 года, 10:58
Правильно! Обьединимся под знамена Интернационала! Пролетарии всех стран - соединяйтесь!!! Вихри враждебные веют над нами! Тёмные силы нас снова гнетут! Нон пасаран! Назис эйт май боллс! Фошызм нипрайдет! Ура! Йохохо, гангста!
shura 3 февраля 2010 года, 17:52
Господа,что такое-вошь,мелочь пузатая и вонючая и давить ее надо,не покладая рук и всех подручных средств.И вопросик по теме-,а кто сжигал белоруские деревни,думаете немцы,ан нет-латышский легион СС,мне бабка рассказывала,чудом спаслась,она латышский язык знала,поэтому оставили в живых...вот где история,а не в учебниках.
Ваш комментарий