Пробиотики и человек – мир в мире

Woman | 13 октября 2016 года, 15:53

Знаете ли вы, что обнаружили ученые США, гостившие в джунглях Амазонки в племени Яномами, не имевшем никаких контактов с современным миром до того момента, когда его заметили с вертолета в 2008 году?

Опубликованное в прошлом году исследование показало, что у обитателей этого племени разнообразие микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибков) на 50% больше, чем у среднего жителя цивилизованных стран! Микробиом организма представителей племени такой же, каким он был у наших древних предков.

Исследователь пишет: "С вестернизацией культур всего мира, в кишечном тракте исчезают микробы. И чаще появляются связанные с нарушениями иммунной системы хронические заболевания, например, аллергии, аутоиммунные болезни, рассеянный склероз и т.п. Большой вопрос – связаны ли между собой два этих факта?" Следует добавить, что в этом племени нет больных с хроническими заболеваниями.

Нам известно, что большую роль в уничтожении разнообразия обитающих в нашем организме микробов играют антибиотики – но не только они одни. Имеются и другие существенные факторы, например, пестициды, готовые продовольственные продукты, кесарево сечение, излишняя чистота как в отношении собственного тела, так и в помещениях и др. (Jose C. Clemente, Erica C. Pehrsson, et al. The microbiome of uncontacted Amerindians. Sci Adv. 2015 Apr; 1(3): e1500183).

Питание

Питание – фактор, способный нарушить баланс в кишечнике. Оно определяет состав, разнообразие и количество микрофлоры кишечника. Чем больше в рационе фруктов, овощей и клетчатки, тем богаче микробиом организма. Уже сейчас известно, что пониженное разнообразие бактерий может стать причиной желудочно-кишечных расстройств (Chang JY, et al. (2008) Decreased diversity of the fecal microbiome in recurrent Clostridium difficile-associated diarrhea. J Infect Dis 197(3):435–438), ожирения (Turnbaugh PJ, et al. (2009) A core gut microbiome in obese and lean twins. Nature 457(7228):480–484) и автоиммунных заболеваний (Giongo A, et al. (2011) Toward defining the autoimmune microbiome for type 1 diabetes. ISME J 5(1):82–91).

Продовольственные продукты промышленной переработки

Фрукты и овощи также обладают своим типичным микробиомом. На их поверхности и внутренних тканях обитают разнообразные бактериальные "сообщества" – как полезные, так и те, что вызывают порчу продуктов. Для того, чтобы производить продовольственные продукты и дольше их сохранять, необходима интенсивная обработка, например, отделение кожуры или шелухи, тепловая обработка, добавление консервантов – все это оказывает влияние на естественный микробиом продуктов. К сожалению, во время этого процесса сокращается и количество полезной флоры.

Пока имеется только одно исследование, в котором указывается, что, так называемые, стартовые культуры или бактерии, запускающие процесс ферментации (например, в квашеной капусте или огурцах), поступают в кишечник и образуют колонии, хотя этот эффект бывает кратковременным. В целом употребление свежих, не переработанных продуктов питания является одни из способов позитивного воздействия на состав микробиома кишечника (Daniela Graf, Raffaella Di Cagno et al. Contribution of diet to the composition of the human gut microbiota. Microb Ecol Health Dis. 2015; 26: 10.3402/mehd.v26.26164).

Химия вокруг нас

Содержащиеся в окружающей среде химические вещества могут повлиять на состав и активность микробиома желудочно-кишечного тракта, блокируя размножение полезных микроорганизмов и способствуя дисбактериозу. В наше время увеличилось количество людей, имеющих такие аллергические заболевания как астма или непереносимость различных продуктов питания.

В проведенных недавно исследованиях указывается, что их причиной могло стать нарушенное во время беременности образование бактериальных колоний, а также соприкосновение малыша с химическими веществами в раннем возрасте. Обе причины "выбивают" иммунный "ответ" из равновесия.

Кесарево сечение

Исследователи обеспокоены темпами роста количества малышей, появившихся на свет в результате кесарева сечения. Способ рождения тесно связан с составом микрофлоры в организме малыша. Микробиом первых дней жизни формирует и оказывает влияние на здоровье в последующие годы жизни. Во время естественных родов малыш находится в непосредственном контакте с микрофлорой влагалища и кишечника матери. Из этих бактерий образуются первые бактериальные колонии в организме малыша.

Ребенок, появившийся на свет в результате кесарева сечения, лишен контакта с микрофлорой матери, и первыми бактериями, которые поступают в организм ребенка и начинают образовывать колонии, являются бактерии, находящиеся в окружающей среде или операционном зале. В ходе одного исследования у малышей, появившихся на свет путем кесарева сечения, наблюдалось нарушение флоры кишечника в течение периода вплоть до 6 месяцев после рождения. В другом исследовании отмечается, что микрофлора родившихся естественным путем малышей и детей, появившихся с помощью кесарева сечения, отличается даже в возрасте 7 лет. Безусловно, микрофлора кишечника существенно влияет на иммунную систему новорожденного.

Чрезмерная чистота

В 1989 году исследователь Дэвид Стрэчен внедрил "гипотезу о гигиене". Он пришел к выводу, что чем больше у малыша было сестер и братьев, тем меньше у него развивалось аллергических заболеваний. "Гигиеническая гипотеза" указывает на то, что слишком чистая среда, особенно в детстве, может способствовать развитию многих болезней. Для того, чтобы чистота не приносила вред, гигиена должна быть целенаправленной – надо быть внимательным там, где риск развития инфекций наиболее высок, а не дезинфицировать все подряд. Таким образом мы максимально защитим себя от зла, в то же время сохранив полезные бактерии и то влияние, которое они оказывают на человека (SF Bloomfield, R Stanwell-Smith, RWR Crevel, and J Pickup. Too clean, or not too clean: the Hygiene Hypothesis and home hygiene. Clin Exp Allergy. 2006 Apr; 36(4): 402–425).

Пробиотики и человек – мир в мире!

Полезные бактерии, которые также называют пробиотиками, управляют очень важными процессами в организме:

способствуют пищеварению и усвоению питательных веществ,

производят витамины (В12, фолиевую кислоту и витамин К),

производят лактазу – фермент, расщепляющий молочный сахар,

участвуют в метаболизме медикаментов,

укрепляют структуры иммунной системы, находящиеся в кишечнике (Sai Manasa Jandhyala, Rupjyoti Talukdar, et al. Role of the normal gut microbiota. World J Gastroenterol. 2015 Aug 7; 21(29): 8787–8803),

взаимодействуют с центральной нервной системой, где регулируют химические процессы в головном мозге и влияют на реакцию человека на стресс, тревожность и память, настроение, а также способствуют выработке серотонина (Marilia Carabotti, Annunziata Scirocco, et al. The gut-brain axis: interactions between enteric microbiota, central and enteric nervous systems. Ann Gastroenterol. 2015 Apr-Jun; 28(2): 203–209),

влияют на вес – его увеличение/снижение.

Как не растеряться в спектре предложения пробиотиков на аптечных полках?

Капсула. Идеальная капсула пробиотика должна защищать бактериальные культуры как от негативного воздействия окружающей среды во время хранения, так и от желудочной кислоты. Бактерии из хорошего продукта активизируются, только оказавшись в кишечнике. На аптечных полках уже появились пробиотики, которые не нуждаются в хранении в холодильнике, их удобно брать с собой в повседневной жизни или во время путешествия.

Разнообразие бактерий. Один вид или штамм бактерий не может выполнять функции остальных штаммов, хотя иногда они и перекрываются. Отличается место закрепления бактерий в кишечнике. Например, молочнокислые бактерии боле активны в тонком кишечнике, а бифидобактерии лучше всего действуют в толстом кишечнике. Некоторым же нравится образовывать колонии на слизистой кишечника или на пище, попавшей в кишечник. Чем разнообразнее бактерии, тем многообразнее их применение и польза.

Количество бактерий. Эффект зависит от количества добавленных бактерий. По этой причине значительная часть ферментированных продуктов (кефир, йогурт) не оказывает лечебного действия. Количество бактерий должно быть выражено в КОЕ или колониеобразующих единицах (здесь вы прочтете цифру с 9 нулями!).

Активность. Входящие в состав бактерии должны обладать высокой активностью. Высокая активность означает способность бактерий производить молочную кислоту. Чем выше, тем лучше.

Содержит пребиотики, является синбиотиком. Лучше всего, если пробиотик содержит еще одно вещество – пребиотик. Такие продукты, в которые вместе входят пробиотики и пребиотики, называют синбиотиками. Пребиотики – это неперевариваемая клетчатка, благотворно действующая на организм, способствуя росту полезных для организма бактерий. Если нарушен баланс микрофлоры, то лучший выбор – употребление пребиотиков и пробиотиков (синбиотиков) в комплексе, поскольку, попав в организм, они начинают интенсивно работать в симбиозе (Tamane S. Bakteriālā vaginoze. Doctus. Aprīlis. 2009. http://www.doctus.lv/2009/4/bakteriala-vaginoze).

Другие активные вещества. Есть продукты, в которых содержатся добавки, например, цинк, который пригодится во время острой диареи, поскольку позволяет быстрее восстанавливать жидкость в организме. Он нужен также и для иммунной системы организма.

Дневная доза. Согласитесь, весьма странно называть продукт эффективным, если рекомендуемая доза начинается с 3 капсул в день. Продукт с дневной дозой в количестве 1 капсулы будет удобнее использовать, он будет более дружественным и в финансовом плане.

Новинка в аптеках! Ведущий в Европе пробиотик по составу и количеству бактерий – LYLBIOTIC

Это комплекс лактобактерий, бифидобактерий и Saccharomyces с цинком и инулином, в который включены бактерии с высокой активностью. Одна капсула LYLBIOTIC содержит 9 штаммов бактерий и 11,2 млрд КОЕ.

Благодаря особо запатентованной оболочке капсулы вегетарианского происхождения EMBO CAPS Acid protection®, LYLBIOTIC не требует хранения в холодильнике, а бактерии активизируются только тогда, когда попадают в кишечник. Пробиотик предназначен для профилактики и использования в острых случаях. Рекомендуемая дневная доза составляет всего 1 капсулу. LYLBIOTIC производится во Франции по формуле, разработанной с учетом климатических условий, а также здоровья и образа жизни людей, живущих на нашей географической широте.

ПИЩЕВАЯ ДОБАВКА НЕ ЗАМЕНЯЕТ ПОЛНЫЙ И СБАЛАНСИРОВАННЫЙ РАЦИОН ПИТАНИЯ.